Company Background

The Design Bureau was established by the Decision of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks and the Council of People’s Commissars of the USSR on 11th December 1939 and it has its own school of designing, refining and engineering follow-up of products in mass production and operation. Founders of the Perm Design School are Arkady D. Shvetsov and Pavel A. Soloviev.

Starting from 1939 to 1953, the company that was led by Arkady Shvetsov, well-known soviet designer of aero engines, creator of the first national M-11 aviation engine, created a family of high-power air-cooled star-shaped piston engines named M-63, ASh-82, ASh-82FN, ASh-73TK, ASh-82T, ASh-82V powering Polikarpov, Tupolev, Lavochkin, Sukhoi, Ilyushin, Antonov aircrafts and Mil, Jakovlev helicopters and had an important role to play in the victory over fascism and during the postwar period.

In early 1950-s, the company team headed by Pavel Soloviev, a Shvetsov successor, proceeded to create new gas turbine machinery. Each of aero engines made over that period features as “the first” and “the best”. These engines have been powering the most reliable in aviation history Tu-134 (D-30) and the most popular Tu-154M (D-30KU-154) aircrafts.

Perm School has made a generally acknowledged contribution into a theory and practice of the worldwide engine construction. Classical examples of engineering included into textbooks on aero engines design are Perm developed Ash-62IR piston “long-liver engine” (designed in 1938 and still flying on board of An-2), D-20P (powers Tu-124), first bypass engine; D-25V (Mi-6, Mi-10, Mi-10K), first helicopter free-turbine engine; first electronic engine control system, high-pressure compressor and high-temperature turbines.

In 1993, PS-90A, the last engine created during the lifetime of Pavel Soloviev, entered a service. For more than 18 years the PS-90A has remained the only engine in Russia for long-haul aircrafts. Over a period of 20 years its PS-90A-76, PS-90A1, PS-90A2, PS-90A3 versions were developed, certified and have been serially produced. Now PS-90A family engines are operating on Russian passenger, cargo and transport aircrafts, as well as powering airliners of the President and the Prime-Minister of the Russian Federation.

A distinctive feature of the Perm Design School is that it has a high percentage of developments introduced and manufactured by batch production factories. Over a period of 75 years more than 70 engine types have been developed, 41 (60%) of which were produced in series. At different times engine plants in Perm (Perm Motor Company OJSC) and in Rybinsk (NPO Saturn OJSC) delivered 66,400 piston aero engines and more than 19,500 gas turbine aero engines developed by Perm Design Bureau.

In early 90-s, due to the aviation structural crisis UEC-Aviadvigatel used all the experience gained in engineering to develop gas turbine equipment for Russian gas-production enterprises and fuel and energy sector. Over the last 20 years two families of gas turbine sets for gas-pumping units and power plants rated at 2.5 to 6 and 10 to 25 MW have been developed and commercially exploited (Perm Motor Company). By order of the largest gas and energy companies, Gasprom, LUKOIL, Bashkirenergo, Surgutneftegaz and others, more than 800 industrial engines have been produced and are successfully operating.

Since 2000-s up to present, continued works on creation of advanced engine family rated at 19,800-39,700-lb.-thrust, intended for regional and medium-range aircrafts and industrial gas turbine sets. Since 2008, a project of basline engine rated at 30,900-lb. takeoff thrust (named PD-14) for a new 150-212-seat short/medium-haul MS-21 aircraft has been publicly funded.

История

Конструкторское бюро образовано Постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР 11 декабря 1939 года и имеет собственную школу проектирования, доводки и конструкторского сопровождения изделий в серийном производстве и эксплуатации. Основоположниками пермской конструкторской школы являются Аркадий Дмитриевич Швецов и Павел Александрович Соловьев.

Под руководством Аркадия Дмитриевича Швецова, известного советского конструктора авиационных двигателей, создателя первого отечественного авиационного мотора М-11, с 1939 года по 1953 год предприятием было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, которые устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова, вертолеты Миля, Яковлева и сыграли важную роль в победе над фашизмом и в послевоенное время.

В начале 1950-х годов коллектив предприятия, который возглавил преемник Швецова Павел Александрович Соловьев, приступил к созданию новой газотурбинной техники. Каждый авиационный двигатель этого периода можно охарактеризовать словами «первый» и «лучший». Двигатели устанавливались на самых надежных в истории авиапрома самолетах Ту-134 (Д-30), самых популярных – Ту-154М (Д-30КУ-154), самых быстрых в мире истребителях МиГ-31 (Д30Ф6).

Пермская школа внесла общепризнанный вклад в теорию и практику мирового двигателестроения. Классическими образцами проектирования, вошедшими в учебники по конструкции авиационных двигателей, стали разработанные в Перми поршневой «мотор-долгожитель» АШ-62ИР (разработан в 1938 году и ныне летает на самолетах Ан-2), первый двухконтурный двигатель Д-20П (Ту-124); первый вертолетный двигатель со свободной турбиной Д-25В (Ми-6, Ми-10, Ми-10К);) первый двухконтурный форсажный двигатель Д30Ф6 (МиГ-31); первая электронная система управления двигателем, высоконапорный компрессор, высокотемпературные турбины.

В 1993 году началась эксплуатация двигателя ПС-90А – последнего двигателя, созданного при жизни П.А. Соловьева. Уже более 18 лет ПС-90А остается единственным в России двигателем для магистральной авиации. За 20 лет разработаны, сертифицированы и серийно производятся его модификации: ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3. В настоящее время двигатели семейства ПС-90А эксплуатируются на российских самолетах пассажирской, грузовой и транспортной авиации. Установлены ПС-90А и на лайнерах президента и премьер-министра Российской Федерации.

Отличительная особенность пермской конструкторской школы – высокая доля разработок, внедрённых в производство и массово выпускаемых  серийными заводами. За 75 лет разработано более 70 типов двигателей, из которых 41 тип (60%) производились серийно. В разное время моторостроительными заводами в Перми (АО «ОДК-Пермские моторы») и Рыбинске (ОАО «НПО «Сатурн») выпущено 66,4 тысячи авиационных поршневых двигателей и более 19,5 тысяч авиационных газотурбинных двигателей, разработанных пермским конструкторским бюро.

В начале 90-х годов в связи со структурным кризисом авиационной промышленности «ОДК-Авиадвигатель» использовал накопленный опыт проектирования для разработки газотурбинного оборудования для предприятий газодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса России. За последние 20 лет разработаны и освоены в серийном производстве (АО «ОДК-Пермские моторы») два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций от 2,5 до 6 и от 10 до 25 МВт. По заказу крупнейших газовых и энергетических компаний – «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Башкирэнерго», «Сургутнефтегаза» и других – изготовлено и успешно работают более 800 двигателей промышленного назначения.

С 2000-х годов по настоящее время продолжаются работы по созданию семейства перспективных двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных газотурбинных установок. С 2008 года ведется государственное финансирование проекта создания базового двигателя со взлетной тягой 14 тонн (он получил название ПД-14) для нового пассажирского ближнесреднемагистральном лайнера  МС-21 на 150-212 мест.

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.