АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-82Т

АШ-82Ф

АШ-82

В 1939 году в ОКБ началась работа над 14-цилиндровым двухрядным звездообразным мотором М-82 (АШ-82), прошедшим госиспытания в 1941 году. Мощность двигателя АШ-82 – 1500 л.с. Применялся на истребителе Ла-5, на штурмовике и легком бомбардировщике Су-2 (Су-4), на тяжелом бомбардировщике Петлякова ТБ-7 (Пе-8). Выпускался в 1941-1942 гг. на моторостроительном заводе в г. Перми.

АШ-82Ф

В 1942 г. был создан мотор АШ-82Ф – форсированный. Мощность двигателя АШ-82Ф – 1700 л.с. Он не имел ограничений по продолжительности взлетного режима, и ресурс у него был в 3 раза выше, чем у АШ-82. Мотор выпускался моторостроительным завоводом г. Перми с 1942 по 1944 гг. и устанавливался на истребителе Ла-5, Ла-7, бомбардировщике Ту-2.

АШ-82ФH

В 1943 г. разработан двигатель АШ-82ФН - форсированный, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Мощность двигателя АШ-82ФН – 1850 л.с. Применено фланкирование зуба неподвижной шестерни редукторов, установлен металлокерамический диск двухскоростной передачи. Эти моторы позволили получить отличные тактико-технические характеристики истребителей Ла-5ФА и Ла-7, бомбардировщика Ту-2, что в большой мере способствовало обеспечению превосходства советской авиации над противником. Была выпущена небольшая серия самолетов Пе-2 c АШ-82ФН. Применялись двигатели АШ-82ФН на самолетах Ил-12/14 (ВИШ – АВ-9В/Е).

Двигатель АШ-82ФН выпускался моторостроительным заводом в г. Перми, с 1943 по 1950 гг. заводом № 478 (ныне АО «Мотор Сич»).

За создание моторов АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН ОКБ-19 награждено орденом Ленина. Главному конструктору А.Д. Швецову присвоено звание Героя Социалистического Труда, 20 сотрудников КБ награждены орденами и медалями.

АШ-82T

АШ-82Т (1951г.) разработан на базе АШ-82ФН.
Серийно производился в 1953-1955 гг. на моторостроительном заводе в г. Перми. Устанавливался на пассажирско-транспортные самолеты Ил-12, Ил-14. На двигателе применялся усиленный по сравнению с АШ-82ФН редуктор, а также валы винта и агрегатов. АШ-82Т оснащался флюгерным четырехлопастным ВИШ АВ-50.

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.