D-25V

D-25VTHE WORLD’S FIRST GAS TURBINE ENGINE FOR HELICOPTERS

Gas turbine engine D-25V was developed in 1959 for heavy transport helicopters Mi-6, Mi-10, Mi-10K created in Mikhail Mil’s design bureau. The engine was based on the D-20P gas turbine engine core. For developing the D-25V-based helicopter propulsion unit, P.A. Solovyov, his deputy I.P. Evich and project engineer G.P. Kalashnikov were awarded with the USSR State Prize.

The D-25V engine with 5 500 horsepower output, had a high gas dynamic resistance to environment factors. The maximum power remained unchanged at heights of up to 3000 meters and at temperatures of up to +40°С during on-ground operation.

A free turbine allowed for the opportunity to establish its rpm regardless of the mode of the turbo-compressor section of the engine. This feature provides for a number of design and operational advantages including:

  • getting the desired rpm of the helicopter rotor shaft for flight modes and heights regardless of the engine turbine-compressor section rpm;
  • reaching the optimal fuel consumption at different conditions of the engine operation;
  • providing for an easy start of the engine;
  • no necessity to equip the helicopter propulsion unit with a friction clutch (feed clutch).

The R-7 gearbox created by the Perm Design Bureau specialists for the propulsion units of Mi-6 and Mi-10/10K with two D-25V, had been second to none in the world’s gearbox development industry for a quarter of a century.

The D-25VF uprated version was developed in 1965 for world’s heaviest helicopter V-12 with the maximum output of 6 500 hp.

In 1970, the State Committee recommended to start the serial production of the V-12 helicopter powered by Pavel Solovyov’s engines. One year on, this unique rotary-wing machine was destined to become a “spice” of the 29th International Aviation and Space Show in Les Bourget (France).

Д-25В

Д-25ВПервый в мире  вертолетный газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель Д-25В был создан в 1959 году для транспортных тяжелых вертолетов Ми-6, Ми-10, Ми-10К разработки конструкторского бюро Михаила Леонтьевича Миля. В качестве основы двигателя использован газо­генератор газотурбинного двигателя Д-20П. За создание вертолетной силовой установки на базе   Д-25В главный конструктор П. А. Соловьев, его заместитель И. П. Эвич и ведущий конструктор Г. П. Калашников были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.

Двигатель Д-25В мощностью 5 500 л.с. имел высокую газодинамическую устойчивость к внешним воздействиям, максимальная мощность сохранялась до высоты 3 000 метров и на земле до температуры окружающего воздуха +40°С.

Наличие свободной турбины предоставляло воз­можность устанавливать на ней обороты независимо от  режима работы турбокомпрессорной части двигателя. Эта особенность дает ряд конструктивных и эксплуатаци­онных преимуществ, в том числе:

  • получение желаемого числа оборотов вала несущего винта вертолета по режимам и высотам полета не­зависимо от числа оборотов турбокомпрессорной части двигателя;
  • достижение оптимального расхода топлива при раз­личных условиях эксплуатации двигателя;
  • обеспечение легкого запуска двигателя;
  • исключение необходимости иметь в силовой уста­новке вертолета фрикционную муфту (муфту вклю­чения).

Созданный специалистами пермского ОКБ редуктор Р-7 для силовой установки Ми-6 и Ми-10/10К на базе двух Д-25В в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом редукторостроении.

Для самого тяжелого вертолета в мире В-12 в 1965 году создана форсированная модификация Д-25ВФ максималь­ной мощностью 6 500 л.с.

В 1970 году Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство вертолета В-12 с двига­телями Павла Соловьева. Годом позже этой уникальной вертокрылой машине было суждено стать «изюминкой» 29-го Международного салона авиации и космонавтики в Ле-Бурже (Франция).

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.