D-30KP

D-30KPBypass Turbojet with Increased Gas Temperature at Turbine Inlet

The drawing release for new engine D-30KP with 12 000 kgf thrust for military transport aircraft Il-76 was completed by the end of the 60s. In 1971, Il-76MD with the propulsion unit on the basis of four D-30KP was demonstrated to the country’s leaders. In 1972 it passed the state tests and then was presented to the public at the nearest international air show in Le Bourget (France). In 1974 the engine was put into service to power not only military Il-76 itself, but also its numerous modifications: tanker plane Il-78, “aircraft-hospital” Il-76MD Scalpel, early warning and control aircraft A-50, weightlessness simulator Il-76K, airborne test rig Il-76LL for in-flight tests of the aircraft engines, and others.

Turbojet bypass engine D-30KP was in many ways similar to its predecessor D-30KU. The engine had a high gas temperature at the turbine inlet, increased compressor pressure ratio and bypass ratio.

Powered by the propulsion unit comprising four engines D-30KP, Il-76 is capable of running up to cruise speed of 900 km/ hr.

It should be noted that passenger liners (long-haul Il-62, medium-haul Tu-154) which originally had been equipped with Kuznetsov’s engines, were in five or seven years reequipped with more efficient engines of Pavel Solovyov’s design. For military transport Il-76, its chief designer Genrikh Novozhilov chose Solovyov’s D-30KP to power the plane from the very start.

D-30KP evolved into D-30 KP of the second series which provided for preserving the takeoff thrust at a higher ambient temperature. Special engines D-30KP-L were developed in Perm for weightlessness simulator (Il-76).

The development of the Il-76 military transport airplane was recognized with the Lenin Prize. Pavel Solovyov, the chief designer of the engine, was also awarded with the Lenin Prize, and the team of the Perm Experimental and Design Bureau was awarded with the First Prize of the USSR Council of Ministers.

D-30KP engines were manufactured in the city of Rybinsk (Yaroslavl region) at Rybinsk Engine Production Plant (now NPO UEC-Saturn). The D-30KP engines production continues nowadays. More than 4700 D-30KP engines have been manufactured in total.

Д-30КП

Д-30КП Турбореактивный двухконтурный двигатель с увеличенной температурой газа перед турбиной

Выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП тягой 12 000 кгс для военно-транспортного самолета Ил-76 был завер­шен в конце 60-х годов. В 1971 году Ил-76МД с силовой установкой на базе четырех Д-30КП продемонстрирован руководству страны, в 1972 году прошел государственные испытания, а затем представлен мировой общественно­сти на очередном международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). В 1974 году двигатель поступает в эксплуа­тацию для оснащения не только военно-транспортного Ил-76, но и его многочисленных модификаций: заправщика Ил-78, «воздушного госпиталя» Ил-76МД «Скальпель», самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, имитатора невесомости Ил-76К, летающей лаборатории для проведения испытаний «на крыле» авиационных двигателей Ил-76ЛЛ и др.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30КП был во многом унифицирован со своим предшественником Д-30КУ. В двигателе реализована высокая температура  газа перед турбиной, увеличены степень повышения дав­ления в компрессоре и степень двухконтурности.

Обладая силовой установкой на базе четырех двига­телей Д-30КП, Ил-76 развивает крейсерскую скорость 900 км/час.

Следует отметить, что пассажирские лайнеры: дальне­магистральные Ил-62, самолеты средней дальности по­лета Ту-154, имевшие изначально двигатели конструкции Николая Кузнецова, – через пять-семь лет после начала эксплуатации переоснащались более экономичными дви­гателями разработки Павла Соловьева. В отношении во­енно-транспортного Ил-76 его главный конструктор Генрих Новожилов сразу сделал ставку на соловьевский Д-30КП.

Дальнейшим развитием Д-30КП стал двигатель Д-30КП второй серии, который обеспечивал сохранение взлетной тяги при более высокой температуре окружающего воз­духа; для имитатора невесомости – самолета Ил-76 – в Перми были разработаны особые двигатели Д-30КП-Л и т.д.

Создание военно-транспортного самолета Ил-76 с двигателем Д-30КП отмечено Ленинской премией. Ла­уреатом Ленинской премии стал и главный конструктор двигателя Павел Александрович Соловьев, а коллектив пермского МКБ был награжден первой премией Совета Министров СССР.

Двигатели Д-30КП изготавливались в г. Рыбинске Ярославской области на Рыбинском моторостроительном производственном объединении (ныне «НПО «ОДК-Сатурн»). Изготовление двигателей Д-30КП продолжается до настоящего времени. Всего изготовлено более 4700 двигателей Д-30КП.

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.