Д-30КУ

Д-30КУ Турбореактивный двухконтурный двигатель с реверсивным устройством ковшового типа

Двигатель Д-30КУ максимальной тягой 11 000 кгс был создан в 1971 году для замены НК-8-4 на дальнемагистраль­ном самолете Ил-62. Этот межконтинентальный лайнер имел сложности с преодолением океанских пространств, и для сохранения в эксплуатации уникальной машины разработки КБ Ильюшина выход был один – оснастить само­лет двигателями с меньшим удельным расходом топлива. Установка Д-30КУ вместо НК-8-4 позволила увеличить дальность полета Ил-62М по сравнению с базовой моделью на 1 500 км.

По сравнению с двигателем Д-30 при разработке Д-30КУ увеличена степень двухконтурности, повышена темпера­тура газа перед турбиной. Первый каскад компрессора – 3-ступенчатый, второй – 11-ступенчатый, конструкция камеры сгорания Д-30КУ – аналогична Д-30, турбина 6-ступенчатая, общее для обоих контуров сопло с лепестковым смесителем и камерой смешения.

При создании Д-30КУ впервые на отечественном авиадвигателе было применено реверсивное устройство ков­шового типа, не влияющее на характеристики двигателя при прямой тяге.

При авторском сопровождении пермского КБ Рыбинским моторным заводом (ныне ПАО «НПО «ОДК-Сатурн») было выпу­щено 1584 двигателя Д-30КУ. С 1979 года началось серийное производство Д-30КУ второй серии, у которого взлетная тяга сохранялась до температуры окружающего воздуха +30°С. Двигатель Д-30КУ оставался непревзойденным на мировом рынке в своем классе тяги (10–12 тонн) более десяти лет.

Успех двигателя Д-30КУ во многом помог занять свое место на военно-транспортном самолете Ил-76 другому двигателю разработки Павла Соловьева – Д-30КП.

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.