К юбилею П.А.Соловьёва

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С. Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели».

В апреле 1940 года по путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР прибыл в опытно конструкторского бюро (ОКЦ) завода № 19 имени Сталина, г. Молотов (ныне АО «ОДК-­Авиадвигатель», г. Пермь), где начал трудовую деятельность в должности конструктора. В 1942 году назначен начальником конструкторской группы, в 1944 году – ведущим конструктором, а спустя четыре года – заместителем главного конструктора завода № 19 имени Сталина А. Д. Швецова.

В 1953 году после смерти Швецова в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР Соловьев возглавил ОКЦ: был назначен главным конструктором, и руководил пермским конструкторским бюро на протяжении 35 лет (до 1988 года).

В 1958 году по инициативе П. А. Соловьева был создан первый отечественный двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. По техническим и эксплуатационным характеристикам он значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении. Д­-20П серийно производился на Пермском моторостроительном заводе имени Я. М. Свердлова (ныне АО «ОДК­-ПМ») в 1960­-1977 годах и эксплуатировался на самолете Ty-­124.

В 1959 году под руководством П. А. Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении и послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­ПМ»).

В 1964 году в Перми разработан и через два года запущен в серийное производство наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ту­-134.

В 1967 году под руководством П. А. Соловьева в Перми завершен выпуск чертежей нового двигателя Д­-30КП для военно­транспортного самолета Ил­-76. Уже в 1971 году Ил­-76, оснащенный четырьмя двигателями Д­-30КП, продемонстрирован руководству страны, а затем был представлен мировой общественности на Международном авиационно­космическом салоне в Ле Бурже. Тогда же был продемонстрирован многоцелевой транспортный вертолет В-­12 разработки ОКБ М. Л. Миля с соловьевскими двигателями Д-­25ВФ и редукторами Р-­12.

В 1971 году для улучшения эксплуатационных характеристик дальнемагистрального Ил-­62, оснащенного двигателями НК-­8, пермским КБ под руководством Павла Александровича Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности, ремоторизированный Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.

Количество разработанных в 70­-80­е годы пермскими конструкторами модификаций авиационных двигателей превысили возможности их постоянного серийного изготовителя – Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова. Кроме того, перед пермяками была поставлена задача в кратчайшие сроки развернуть серийное производство двигателей для уникального отечественного многоцелевого истребителя Д­-30Ф6. Поэтому производство Д­-30КУ и Д­-30КП было передано «Рыбинскому моторному заводу» (ныне ПАО «НПО «Сатурн»).

В 1984 году на Рыбинском моторном заводе начато производство еще одного соловьевского двигателя Д­-30КУ­-154 для пассажирского самолета Ту­-154М, который долгие годы являлся самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

С начала 70­-х годов года выпущено более восьми с половиной тысяч Д­-30КУ, Д­-30КП, Д­-30КУ-­154. Сегодня их суммарная эксплуатационная наработка превысила 56 миллионов часов.

В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР П. А. Соловьеву присвоено Почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В 1979 году под руководством П. А. Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для тяжелого истребителя­перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6. Его модификации – двигатели ПС-­30В12 и «Изделие 70» – установлены на уникальном самолете-­высотнике М­55 «Геофизика» и экспериментальном истребителе-­перехватчике Су-­47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла.

27 апреля 1981 года Постановлением Совета Министров СССР П. А. Соловьев назначен генеральным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-­90А. Впоследствии ему был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев). В настоящее время двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др. Авиалайнеры с двигателями пермского КБ надежны, безопасны, соответствуют всем современным и перспективным экологическим нормам и могут без ограничений летать во все страны мира. ПС­90А поднимают в небо самолеты Президента и Председателя правительства РФ.

Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным ученым и талантливым конструктором, П. А. Соловьев на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Он автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения. Признанием научных заслуг Павла Александровича Соловьева явилось присвоение ему 1961 году ученого звания профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, в 1967 году – ученой степени доктора технических наук, в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1981 году П.А. Соловьев был избран членом­корреспондентом Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-11 созывов (1970–1989). В 1988 году, после выхода на пенсию, по совместному решению коллегии Министерства авиационной промышленности СССР и Президиума Академии наук СССР Павел Александрович Соловьев был назначен советником при руководстве МКБ МАП СССР.

Скончался П.А. Соловьев 13 октября 1996 года. Похоронен в Перми.

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.